Информационные технологии в деятельности совета федерации. Информатизация правотворческой деятельности совета федерации

Информационное обеспечение работы Совета Федерации возглавляет информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации.

Информационно-коммуникационной система (ИКС) Совета Федерации предназначена для обеспечения индивидуальной и коллективной деятельности депутатов и Аппарата Совета Федерации.

Она обеспечивает решение двух задач:

Централизованное информационное обеспечение Совета, его аппарата, а также внешних пользователей;

Информационное обслуживание конкретных комитетов, комиссий, депутатов, структурных подразделений Аппарата.

Структура ИКС состоит из следующих элементов:

Информационно-справочный центр;

Информационно-коммуникационный центр;

Информационно-аналитический центр;

Ситуационный центр;

Автоматизированная информационная система документооборота и делопроизводства;

Информационные системы подразделений, установленные в комитетах и комиссиях;

Электронные офисы руководства и депутатов;

Мобильные информационные системы;

Систему технологического обеспечения заседаний Совета Федерации.

В основе ИКС находится совокупность самых различных баз правовой и иной социально-политической информации. Каталог информационных ресурсов Совета Федерации содержит 4 раздела:

а) нормативно-правовая информация;

б) экономическая информация;

в) общественно-политическая информация;

г) справочная информация.

Всего система информационных ресурсов объединяет более чем 150 баз данных.

Работники и специалисты Информационно-аналитического управления обеспечивают:

Справочно-аналитическое сопровождение законодательной работы комитетов и комиссий Совета Федерации;

Анализ принятых нормативных правовых текстов и прогнозирование возможных последствий их введения в действие;

Выработка предложений для законодателей;

Подготовка различных аналитических докладов, записок и других материалов по наиболее актуальным вопросам общественно-политической жизни.

Как правило, руководители информационных и аналитических подразделений возглавляют крупные специалисты в области информатики.

Например, информационно-аналитическое управление возглавлял до недавнего времени профессор Е.И.Орлов, известный специалист в области разработки и принятия управленческих решений.

Руководитель Аппарата Совета Федерации В.А.Никитов подготовил и опубликовал Словарь терминов и определений по информатике.

В предмет курса входит изучение проблем информатизации деятельности Администрации Президента РФ.

В соответствии с Конституцией РФ именно Президент РФ ставит окончательную точку перед выходом в свет закона.

Бывают случаи, когда он не ставит свою подпись и возвращает закон в Федеральное Собрание. Для того, чтобы преодолеть вето Президента, Государственной Думе необходимо вновь рассматривать закон на пленарном заседании и вновь принимать квалифицированным большинством голосов.


Одним словом, Президент РФ завершает законотворческий процесс, поэтому в Аппарате Администрации Президента предусмотрены структурные подразделения, которые участвуют в нормотворческой деятельности.

Например, Государственно-правовое управление, в обязанность которого входит подготовка заключений на принятые законы и другие нормативные правовые акты, в том числе на проекты Указов Президента РФ. Информационным обеспечением Администрации Президента РФ занимаются несколько структурных подразделений, которые по своему характеру аналогичны структурам Федерального Собрания.

Их объединяют общие функции по обеспечению информатизации:

Формирование информационных ресурсов;

Компьютеризация рабочих мест;

Наладка сетей передачи информации;

Использование высоких информационных технологий.

В ходе изучения курса студенты должны иметь представление о проблемах информационного обеспечения деятельности правотворческих органов и усвоить содержание деятельности информационной системы Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

  • 10) Информатизация как информационный процесс.
  • 11) Понятие информационной системы.
  • 12.Информационно-телекоммуникационная сеть как информационная система
  • 13. Глобальная сеть Интернет как технологическая система
  • 14.Понятие информационных технологий
  • 15.Виды и значение наукоемких (высоких) информационных технологий
  • 16.Понятие государственной политики в информационной сфере.
  • 17.Цели и задачи государственной политики в информационной сфере
  • 18.Принципы и направления государственной политики в информационной сфере.
  • 19. Понятие и признаки информационного общества.
  • 20.Проблемы развития информационного общества.
  • 21.Цели, задачи и принципы Стратегии развития информационного общества в России.
  • 22.Основные направления реализации Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»
  • 23. Современное состояние информатизации органов государственной власти.
  • 25.Цели и задачи Концепции использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти
  • 27.Обеспечение единства государственной политики в области использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти.
  • 30.Единая инфраструктура обеспечения электронного взаимодействия
  • 31.Механизм и условия реализации Концепции формирования электронного правительства
  • 34.Цель и задачи создания гас «Управление»
  • 35.Структура гас «Управление»
  • 36.Основные положения Концепции региональной информатизации
  • 37.Условия обеспечения региональной информатизации
  • 1)Совершенствование ее нормативной правовой базы
  • 2) Организационное кадровое и методические обеспечение региональной информатизации
  • 3)Разработку стандартов региональной информатизации
  • 4) Создание типовых решений в сфере региональной информатизации и их сертификацию
  • 5) Разработку программ и проектов региональной информатизации
  • 6) Обеспечение мониторинга региональной информатизации
  • 38.Основные положения типовой программы региональной информатизации
  • 39.Этапы развития информатизации избирательных процессов
  • 40.Нормативное правовое обеспечение государственной политики в области информатизации избирательного процесса
  • 41.Структура управления гас «Выборы»
  • 42.Условия придания юридической силы документам, подготовленным с использованием гас «Выборы»
  • 43Современное состояние развития гас «Выборы»
  • 44.Понятие и система информационной безопасности
  • 45.Угрозы информационной безопасности
  • 2 Угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;
  • 4 Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
  • 47.Система обеспечения информационной безопасности.
  • 49) Законодательное обеспечение информационной безопасности
  • 50) Понятие и предмет правовой информатики
  • 51) Место правовой информатики в системе юридических знаний
  • 52) Правовая информатика и информационное право: их соотношение и различие
  • 53) Правовая информатика как наука и учебная дисциплина
  • 54) Понятие и сущность правовой информации
  • 55) Свойства правовой информации
  • 56) Виды правовой информации
  • 57) Понятие правовой информатизации
  • 58) Государственная политика в области правовой информатизации
  • 59) Понятие и основные положения правового мониторинга
  • 60. Организационная основа реализации государственной политики правовой информатизации
  • 61.Информационные системы Министерства юстиции Российской Федерации
  • 62.Понятие и краткая история создания справочных правовых систем
  • 63.Общая характеристика справочных правовых систем
  • 64.Особенности использования спс «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс»
  • 65.Критериальные особенности справочных правовых систем
  • 66.Общие положения информатизации правотворческой деятельности
  • 67.Особенности информатизации Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  • 68.Информационные системы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  • 69.Общие начала информатизации судебной деятельности
  • 70.Общая характеристика гас «Правосудие»
  • 71.Структура гас «Правосудие»
  • 72) Информационные системы Верховного Суда рф.
  • 73) Информационные системы Арбитражных Судов рф.
  • 74) Информационные системы мировых судей.
  • 75) Общие положения информатизации органов прокуратуры.
  • 76) Информационные системы делопроизводства в органах прокуратуры.
  • 77) Информационные системы обеспечения прокурорского надзора и расследования преступлений.
  • 78) Организационная основа информатизации овд.
  • 79) Единая информационно-телекоммуникационная система органов внутренних дел.
  • 80) Единая технологическая система учетов в органах внутренних дел.
  • 81) Основные положения Концепции информатизации овд до 2012 года.
  • 68.Информационные системы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

    В настоящее время Информационно-коммуникационная система Совета Федерации создана и успешно функционирует. ИКС Совета Федерации включает в свой состав взаимосвязанные комплексы, технологические системы, прикладные информационные системы и электронные информационные ресурсы. Комплексы в составе ИКС Совета Федерации включают:

    корпоративную компьютерную сеть

    выделенную сеть для доступа в интернет

    телекоммуникационный узел

    «Бухгалтерский учет»

    «Финансово-экономический учет»

    «Дело – ТСФ»

    «Архив Совета Федерации»;

    «Приемная Совета Федерации»

    «Диспетчерская служба Совета Федерации

    «Материальные и инженерные ресурсы Совета Федерации»

    «Межпарламентское сотрудничество

    Одним из важных видов обеспечения деятельности членов Совета Федерации, комитетов и комиссий Совета Федерации, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации являются информационные ресурсы, которые представляются в виде обычных (бумажных) документов и электронных информационных ресурсов. Состав электронных информационных ресурсов ИКС Совета Федерации отражен в ежегодно пополняемом «Реестре электронных информационных ресурсов ИКС Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», утверждаемом Руководителем Аппарата Совета Федерации. Электронные информационные ресурсы ИКС Совета Федерации подразделяются на собственные (внутренние) электронные информационные ресурсы и внешние электронные информационные ресурсы. В свою очередь собственные электронные информационные ресурсы делятся на ресурсы общего доступа и ресурсы ограниченного доступа.

    Собственные электронные информационные ресурсы общего доступа размещены на публичном сайте Совета Федерации в сети Интернет, на корпоративном Интернет-сайте Совета Федерации, а также включают в себя информационные ресурсы технологических и прикладных информационных систем общего назначения. К собственным электронным ресурсам ограниченного доступа относятся информационные ресурсы прикладных информационных систем специализированного назначения, таких, например, как система «Кадры», «Бухгалтерский учет» и др. Важную роль в информационном обеспечении Совета Федерации играют электронные информационные ресурсы, предоставляемые внешними организациями.

    Можно выделить следующие основные способы предоставления внешней информации пользователям Совета Федерации: организация доступа к Интернет-сайтам внешних организаций; установка баз данных на корпоративном Интернет-сайте ИКС Совета Федерации с организацией либо клиентского доступа пользователей и обновления с помощью магнитных носителей, CD, DVD дисков или через сеть Интернет; организация удаленного доступа к базам данных.

    69.Общие начала информатизации судебной деятельности

    Информатизация судебной деятельности – организованный процесс создания благоприятных условий для доступа к информации, используемой в судопроизводстве, ее хранения, обработки и передачи в электронной форме на основе ресурсов и услуг судебных информационных систем в целях повышения правосудия.

    Судебные информационные системы представляют совокупность баз данных, обеспечивающих обработку технологий и программно-технических средств, применяемых в судебной деятельности.

    Развиваются по трем направлениям:

    1 информатизация Конституционного Суда РФ, Конституционных судов субъектов РФ

    2 информатизация системы федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также мировых судей субъектов РФ

    3 информатизация системы арбитражных судов РФ

    Внедрение информационных систем в судебную деятельность началось в конце 1980-х гг. До этого времени компьютеры использовались преимущественно в высших судах и отдельных судах областного уровня.

    В условиях постоянно растущей нагрузки на судей, жестких требований по сокращению сроков и повышению качества рассмотрения дел современные информационные системы судебной деятельности становятся жизненной необходимостью для судей. Такие системы способны обеспечивать судьям быстрый доступ к законодательной базе, аналогичным рассматриваемым, и иной необходимой информации, особенно в новых развивающихся областях права. Они обеспечивают высокое качество исполнения судебных документов и оперативности судебного делопроизводства.

    Внедрение современных технологий и информационных систем диктуется также необходимостью расширения информирования лиц, участвующих в деле, и общества о деятельности судов. Это одно из условий открытости судебного разбирательства.

    Важным обстоятельством, свидетельствующим о необходимости повышения эффективности информационного обеспечения судопроизводства, является несовершенство документооборота в ряде районных судов и у мировых судей, где еще сохранилось использование традиционных технологий формирования судебных документов и средств их передачи курьером или с помощью обычной почты, что значительно увеличивает трудозатраты и сроки рассмотрения дел.

    Формирование и претворение в жизнь политики информатизации судебной деятельности требует четкого определения и взаимного согласования целей, задач и комплекса мероприятий, реализующих эти задачи в информационной сфере с учетом государственной информационной политики, основных положений Стратегии развития информационного общества в РФ, доктрины информационной безопасности РФ, международных обязательств.

    Основные положения государственной политики в области информатизации судебной деятельности сформулированы в концепциях информатизации высших судов России

    Цели информатизации судебной системы:

      Полнота и достоверность информации о деятельности судов

      Повышение оперативности сбора и обработки соответствующих статистических данных

      Повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов.

      Формирование необходимой нормативно-правовой базы использования судебных информационных и коммуникационных технологии, основывающихся на правовых актах прямого действия

      Организация финансирования работ по развитию комплексов средств информатизации, поддержание их в работоспособном виде

    Приоритетные направления:

      Реализация проекта электронного обеспечения правосудия в стране

      Формирование необходимой инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия судов

    Совет Федерации по уровню информатизации процессов и процедур, оснащенности информационными ресурсами и базами данных, обеспеченности автоматизированными системами взаимодействия с субъектами Федерации, странами СНГ и другими зарубежными государствами – один из наиболее наукоемких и компьютеризированных высших органов государственной власти России. Его информатизация базируется на современной научной методологии, находится в поле зрения отечественной и зарубежной научной общественности и согласуется с мировыми тенденциями автоматизации парламентской деятельности.

    В нём следующие инф. Системы:

    1) инф. Фонд СФ: базы данных, эл. Справочники, архивы и гипертексты;

    2) система эл. Документооборота:

    Снижает затраты на ведение бумажного документооборота;

    Повышает эффективность и прозрачность управления, централизованного контроля за исполнением поручений по документам;

    Повышает оперативность прохождений и согласования документов;

    Обеспечивает создание информационных ресурсов и снижает время на поиск информации.

    В целях внедрения эл. Документооборота в СФ используется комплекс средств автоматизации:

    Средства создания текстовых файлов и эл. Документов;

    Средства автоматизации делопроизводства;

    Средства формирования, хранения архивного эл. Фонда СФ;

    Средства отображения информации: виртуальный читальный зал, автоматизированные рабочие места;

    Средства поиска информации в эл. Виде.

    3) ситуационный центр СФ (цели):

    Обеспечение непрерывного мониторинга информации в законодательной области, по актульным соц.-экономическим и общественно-политическим проблемам РФ;

    Обеспечение информационной поддержки системного и ситуационного анализа правового, политического, социального, экономического, экологического и иных положений в стране, обработка вариантов решений, обеспечивающих достижение поставленных целей с оценкой необходимых сил, средств и ресурсов, на основне анализа и моделирования сценариев ситуаций;

    Обеспечение подготовки инф.-аналитиеских материалов и прогнозирование развития ситуации на основе анализа и обработки информации, визуализации материалов;

    Проведение сравнительной оценки вариантов правовых решений, обоснование стратегических планов и программ;

    Сокращение времени, необходимого для оценки и понимания правовой ситуации;

    Моделирование последствий принимаемых правовых решений, их экспертная оценка и оптимизация по заданным критериям;

    Организация накопления, обработки и анализа правовой информации.

    Общие положения информатизации судебной деятельности

    Информатизация судебной деятельности-организованный процесс создания благоприятных условий для доступа к информации, используемой в судопроизводстве, ее хранения, обработки, передачи в электронной форме на основе ресурсов и услуг судебных информационных систем в целях (!)повышения эффективности правосудия.



    Судебные информационные системы-совокупность баз данных, обеспечивающих их обработку технологий и программно- технических средств, применяемых в судебной деятельности

    1. Информатизация судов общей юрисдикции

    2. Информатизация арбитражных судов РФ

    3. Информатизация конституционного суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ

    Цели информатизации судебной системы:

    1)доступность всего объема информации о законодательстве РФ и судебной практике для судей и работников аппаратов судов

    2)обеспечение полного доступа к достоверной информации о деятельности судов

    3)повышение оперативности сбора и обработки соответствующих статистических данных и обеспечение объектного анализа правоприменительной практики

    4)повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов

    5)качественная информационно-аналитическая поддержка принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности

    Указанные цели достигаются достижением следующих задач:

    1)организация разработки проектов информационных систем судебной деятельности и из взаимодействия с правоохранительными органами, органами гос. управления, гражданами с применением компьютерных и телекоммуникационных средств

    2)формирование необходимой нормативно-правовой базы, использование судебных информационных и коммуникационных технологий, основывающееся на нормативно-правовых актах



    3)организация финансирования работ по развитию информационных систем и средств информатизации, поддержки их в работоспособном состоянии

    4)создание организационной штатной структуры, обеспечение функционирования государственной автоматизированной системы "правосудие" и масштабной подготовке и пере- кадров

    Приоритетные направления:

    1)формирование информационных судебных ресурсов

    2)организация электронного документооборота

    3)разработка и внедрение информационных технологий, обеспечивающих принятие управленческих и процессуальных решений в судебной системе

    4)организация использования средств ведения электронных записей судебного заседания

    5)обеспечение использования средств обмена открытой и конфиденциальной судебной информацией

    6)обеспечение архивного хранения электронных документов

    7)автоматизированный сбор и обработка судебной статистики

    8)контроль исполнения директивных документов

    Закон об обеспечении доступа к информации о деятельности судов РФ

    Федеральная целевая программа развития судебной системы России на 20072011, предусматривает: в рамках обеспечения открытости и прозрачности правосудия приоритетным направлением является:1)формирование информационно-коммуникационной системы конституционного суда РФ;2)реализация обеспечения электронного арбитр;3)развитие внедрения в судах общей юрисдикции "правосудия";4)создание информационно-коммуникационной системы верховного суда РФ;5)интеграция за государственной информационной системой "правосудия";6)формирование телекоммуникационной инфраструктуры

    68.Понятие и общая характеристика ГАС «Правосудие»

    Государственная автоматизированная система "правосудие"-территориально распределения автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции

    В ГАС "правосудие" реализовано 3 информационных контура документооборота: защищенный, ведомственный, публичный

    Защищенный контур выполняет сл. функции: защита электронного документооборота и электронного делопроизводства от несанкционированного доступа; защита электронного документооборота при обмене данными между объектами ГАС "правосудие" субъектов РФ; официальное коллективное информирование судов о деятельности ОГВ с предоставлением соответствующих нормативных документов; официальное оперативное информирование судов по вопросам общественно-политической, социально-экономической жизни; информационно-аналитическая поддержка судов из источников соответствующих государственных структур;

    Ведомственный контур обеспечивается ведомственной системой связи, используется в качестве подсистемных связей и системы передачи данных; Публичный контур обеспечивается сетью интернет, электронной почтой, предназначен для реализации права на доступ к информации о деятельности судов, в ПК входят: интернет портал, судебное делопроизводство и статистика, банк судебных решений.

    69.Структура ГАС «Правосудие»

    Для реализации указанных целей разрабатываются и модернизируются функциональные и обеспечивающие подсистемы:

    "Административное управление"- подсистема информационно-аналитической поддержки управленческой деятельности на базе корпоративной сети автоматизированных рабочих мест (АРМ) руководителей судов и Судебного департамента, а также АРМ помощников-аналитиков. Подсистема включает в себя программно-информационный комплекс со сводными данными судебной статистики, отчетными данными по всем аспектам обеспечения деятельности судов, справками с оценкой эффективности работы судов и органов (подразделений) Судебного департамента. При этом обеспечивается анализ предыстории, оценка текущего состояния, перспектив развития судов и системы Судебного департамента во взаимодействии с соответствующими функциональными подсистемами ГАС "Правосудие". Программно-информационный комплекс подсистемы содержит экспертные оценки по проблемным вопросам с выявлением ситуаций, требующих принятия безотлагательных управленческих решений. Включает в свой состав электронный справочник руководителей судов и Судебного департамента, обеспечивающий оценку динамики результатов их деятельности и сравнительный анализ эффективности работы отдельных судов (подразделений Судебного департамента). Финансовый контроль своевременного получения и эффективности целевого использования ресурсов в системе Судебного департамента и судах общей юрисдикции (комплекс "Контроль") является важнейшей составной частью подсистемы.

    "Организационное обеспечение"- подсистема информационной поддержки задач, связанных с организационным обеспечением деятельности судов и органов Судебного департамента. В подсистеме организуется обобщение данных контроля по всем видам обеспечения деятельности судов, а также поддерживаются в актуальном состоянии справочные данные о пользователях судебной информационной инфраструктуры. Эти данные включают в себя, в частности, наименования судов или органов Судебного департамента, их реквизиты, рабочие телефоны, факс, электронную почту, каталог доступных информационных ресурсов и другую служебную информацию.

    "Право" - подсистема, обеспечивающая доступ к правовой информации и юридическим изданиям в электронном виде, поддержание правовых баз в актуальном состоянии, информирование судей, судейских коллегий и органов Судебного департамента о правовых нормах и результатах обобщения судебной практики.

    "Кадры" - подсистема автоматизации деятельности кадровых органов Судебного департамента и судов, учета, хранения и анализа данных об организационно-штатной структуре и фактическом кадровом составе. Решение задач социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и государственных служащих. Ведение баз данных "Штатное расписание", "Кадры","Социальное страхование"

    "Судебное делопроизводство и статистика" - подсистема, обеспечивающая автоматизированное судебное делопроизводство, документооборот и ведение электронных архивов судебных дел, баз данных по судимости, а также сбор, контроль, обработку, хранение, анализ и представление данных судебной статистики. В подсистему входит технологическое обеспечение записи протоколов судебных заседаний, включая автоматизированную звукозапись хода судебного заседания и архивацию материалов.

    "Банк судебных решений (судебной практики)" - подсистема автоматизированного сбора и анализа решений судов, систематизации сведений о прецедентах судебных решений, аналитической обработки и тиражирования обобщенных данных судебной практики, оперативного обмена этими данными между судами разных инстанций и обеспечения санкционированного доступа к информации банка со стороны различных категорий пользователей.

    "Видеоконференцсвязь"-подсистема, обеспечивающая рассмотрение в судах кассационных и иных жалоб с использованием технологии видеоконференцсвязи.

    "Судебная экспертиза" - подсистема автоматизированного доступа к информации по вопросам судебной экспертизы.

    "Документооборот" - подсистема, обеспечивающая автоматизацию процессов делопроизводства, документооборота и ведения архива с документальным оформлением каждого этапа жизненного цикла документа.

    "Ведомственная статистика Судебного департамента" - подсистема, обеспечивающая автоматизированный сбор, контроль, обработку, формирование и хранение данных ведомственной статистики Судебного департамента, формируемых из баз данных функциональных подсистем Судебного департамента и его территориальных органов, в том числе аналитических материалов.

    "Обучение" - подсистема, предназначенная для информационной и технической поддержки программ профессионального образования с использованием компьютерных средств дистанционного обучения.

    "Общественные связи" - подсистема мониторинга информационных ресурсов СМИ государственных органов, учреждений и организаций, в том числе иностранных, подготовки и информирования органов Судейского сообщества, СМИ и граждан России о функционировании судебной системы и проблемах судов.

    "Материально-технические ресурсы"- подсистема автоматизации контроля за состоянием материально-технических ресурсов и планирования потребностей в них судов и системы Судебного департамента. В подсистеме организуется автоматизированный учет информации о нормах обеспечения, потребностях, наличии и движении различных ресурсов в судах и органах департамента.

    "Обращения граждан" - подсистема автоматизированной регистрации сведений о предложениях, жалобах, заявлениях граждан (организаций и учреждений), постановки их на контроль, анализа своевременности рассмотрения поступающих предложений, жалоб и заявлений, формирования справок и статистических материалов о работе с обращениями граждан.

    "Международно-правовое сотрудничество"-подсистема автоматизации учета материалов международных проектов и контроля их выполнения. Обеспечение доступа и поиска необходимой информации в среде информационных ресурсов международных правовых организаций, государственных и иных органов, учреждений судебной власти за рубежом с целью подготовки аналитических отчетов, а также ведения электронных библиотек международных правовых актов и зарубежных законодательных актов по вопросам правосудия.

    "Недвижимость" - подсистема учета, контроля и управления недвижимостью. В подсистеме организуется автоматизированный учет объектов недвижимости судов и органов Судебного департамента в зависимости от необходимых данных, обновляемых и пополняемых по мере изменения информации об объектах недвижимости.

    "Судейское сообщество" - подсистема, обеспечивающая учет, систематизацию и автоматизированную обработку информации для органов Судейского со

    общества (Всероссийского съезда судей, Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей, органов Судейского сообщества в субъектах Российской Федерации).

    "Финансовый контроль" - подсистема, обеспечивающая информацией контрольно-ревизионные органы Судебное департамента.

    Помимо упомянутых подсистем в ГАС "Правосудие" включены типовые фунционально-технологические подстемы:

    o Информационно-справочная подсистем;

    o Интернет-портал ГАС "Правосудие";

    o Подсистема отображения информации коллективного пользования;

    o Система обеспечения безопасности формации.

    Обеспечивающие подсистемы:

    o Подсистема связи и передачи данных;

    o Подсистема управления и контроля функционирования;

    o Подсистема обеспечения эксплуатации сервисного обслуживания;

    o Подсистема обучения кадров.

    В соответствии с основными задачами информационного обеспечения верхней палаты парламента (обеспечение информационными ресурсами, использование информационных технологий планирования, делопроизводства, аналитической деятельности, процедур обсуждения закона на заседания Совета Федерации и др.) разработаны соответствующие информационные системы:

    • информационный фонд Совета Федерации;
    • система электронного документооборота;
    • ситуационный центр Совета Федерации.

    Основу информационного обеспечения Информационного фонда Совета Федерации составляют базы данных, электронные справочники, архивы и гипертексты в совокупности образующие информационный фонд Совета Федерации. В структуре фонда выделяются три уровня обработки информации;

    • верхний - информационный фонд Совета Федерации, включающий централизованные и региональные информационные ресурсы общего назначения, обеспечивающие решение задач верхней палаты парламента в целом и его отдельных подразделений;
    • средний - локальные информационные фонды, обеспечивающие выполнение функций структурных подразделений Совета Федерации, т.е. комитетов, комиссий, аппарата Совета Федерации;
    • нижний - индивидуальные информационные фонды членов Совета Федерации и сотрудников аппарата.

    Правовые БД формируются в соответствующих подразделениях Совета Федерации и его аппарата, а также в результате информационного взаимодействия с Государственной Думой, администрацией Президента РФ и аппаратом Правительства РФ, Минюстом России и другими государственными органами.

    Базы данных экономико-статистической информации формируются и обновляются с установленной периодичностью Росстатом, органами СНГ, ФСО России, Банком России и др.

    Базы данных справочно-аналитического характера содержат информационные материалы пользователей и данные, поступающие из информационно-аналитических служб администрации Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств, агентств, научных организаций, периодической печати, а также из региональных центров.

    Такие базы данных представлены двумя группами - информационными и служебными. Первые содержат сведения о документах, разрабатываемых и принимаемых Советом Федерации, стенографическую информацию о ходе обсуждения вопросов в комитетах, комиссиях, на заседаниях, сведения о составах и планах работ комитетов, комиссий, кадровые данные, справочники и др. Служебные базы данных включают различные виды информации списочного характера (словари, классификаторы, рубрикаторы и др.).

    Автоматизированная информационная система документооборота снижает затраты на ведение бумажного документооборота, повышает эффективность и прозрачность управления, централизованного контроля за исполнением поручений по документам, оперативность прохождения и согласования документов, обеспечивает создание информационных ресурсов и снижает время на поиск информации.

    В целях внедрения электронного документооборота в Совете Федерации введен в эксплуатацию комплекс средств автоматизации различных процессов:

    • средства создания текстовых файлов и электронных документов, модификации документов на бумажных носителях в электронные (текстовые процессоры, графические редакторы, средства сканирования и распознавания документов, средства поточного перевода бумажных документов в электронные и пр.);
    • средства автоматизации делопроизводства, обеспечивающие оформление и регистрацию документов, контроль за их прохождением, подготовку к отправке исходящих документов;
    • средства формирования и хранения архивного электронного фонда Совета Федерации;
    • средства отображения информации: виртуальный читальный зал, автоматизированные рабочие места в залах заседаний Совета Федерации и других рабочих помещениях;
    • средства поиска информации в электронном виде.

    Важную роль в информационном обеспечении законодательной деятельности Совета Федерации играют сбор и отображение информации, осуществляемые комплексами технологических электронных систем. Данные системы осуществляют сбор информации во время проведения мероприятий с последующим архивированием в установленном порядке, отображение информации, подготовленной для конкретного мероприятия, в помещениях Совета Федерации и обеспечение внутренних процедур законодательного процесса.

    Распоряжением председателя Совета Федерации от 06.05.2005 № 205рп-СФ утвержден Порядок использования комплексов технологических электронных систем при проведении мероприятий Совета Федерации, определяющий состав и порядок использования каждого элемента комплексов технологических электронных систем, используемых при проведении мероприятий Совета Федерации (151). К мероприятиям Совета Федерации относятся заседания Совета Федерации и Совета палаты, заседания комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания, совещания, протокольные мероприятия и др.

    В настоящее время завершается введение в эксплуатацию последнего программно-технического комплекса, обеспечивающего подписание и проверку подлинности электронных цифровых подписей в документах, представленных в электронном виде.

    Порядок организации электронного документооборота в Совете Федерации определяет:

    • правила документирования информации на машинных носителях, документооборота текстовых файлов, электронных образов документов и электронных документов в подсистеме автоматизированного документооборота и делопроизводства "Дело-ТСФ ";
    • правила создания электронной подписи в электронных документах Совета Федерации;
    • правила работы с текстовыми файлами, электронными образами документов и электронными документами в комитетах и комиссиях Совета Федерации, структурных подразделениях аппарата Совета Федерации с использованием комплексов, технологических и прикладных информационных систем информационно-коммуникационной системы Совета Федерации (152).

    Все документы по вопросам, включенным в повестку дня заседания Совета Федерации, доступны в электронном виде па компьютерах, установленных на рабочих местах членов Совета Федерации в зале заседаний Совета Федерации и кабинетах. Это позволяет экономить тонны бумаги, а экономия финансовых средств, учитывая затраты на бумагу, расходные материалы и техническое обслуживание, составляет несколько миллионов рублей в год (152).

    В дальнейшем предусматривается отказ от использования бумажных носителей при подготовке и проведении заседаний Совета палаты, внутренний документооборот будет полностью переведен в электронный вид, что позволит сократить на 50% количество документов на бумажных носителях, использовавшихся ранее.

    Основными целями Ситуационного центра Совета Федерации являются:

    • обеспечение непрерывного мониторинга информации в законодательной области, по актуальным социально-экономическим и общественно-политическим проблемам Российской Федерации и субъектов РФ, международной проблематике;
    • обеспечение информационной поддержки системного и ситуационного анализа правового, политического, социального, экономического, экологического и иных положений в стране, выработка вариантов решений, обеспечивающих достижение поставленных целей с оценкой необходимых сил, средств и ресурсов, на основе анализа и моделирования сценариев ситуаций;
    • обеспечение подготовки информационно-аналитических материалов и прогнозирование развития ситуации на основе анализа и обработки информации, визуализация материалов;
    • проведение сравнительной оценки вариантов правовых решений, обоснование стратегических планов и программ;
    • сокращение времени, необходимого для оценки и понимания правовой ситуации;
    • моделирование последствий принимаемых правовых решений, их экспертная оценка и оптимизация по заданным критериям;
    • организация накопления, обработки и анализа правовой информации и обеспечение доступа к информационным ресурсам органов законодательной и исполнительной власти.

    В качестве подсистемы визуализации результатов аналитической обработки информационных массивов, в том числе мультимедийной информации, выступают комплексы технологических электронных систем при проведении мероприятий Совета Федерации. Ситуационный центр, интегрированный с созданными комплексами технологических электронных систем и информационными ресурсами, позволит визуализировать (демонстрировать) прогнозы по рассматриваемым законам и законопроектам. Например, при принятии решений об одобрении соответствующих законов в зале заседания Совета Федерации или Совета палаты можно отображать результаты анализа и прогнозирования на соответствующие мониторы (153).

    Интернет-сайт Совета Федерации как важный технологический инструмент поддержки законодательной деятельности используется не только для внешнего представления информации, но и в качестве площадки для обсуждения законопроектов по насущным проблемам жизни страны.

    В частности, важным является то обстоятельство, что с февраля 2007 г. в сети Интернет идут прямые трансляции заседаний Совета Федерации. Создан специальный видеоархив заседаний.

    Единая система "Календарь мероприятий" на интернет- сайте Совета Федерации позволяет быть в курсе событий палаты даже во время работы в регионах.

    Процесс информатизации Совета Федерации организуется Управлением информационного и документационного обеспечения аппарата Совета Федерации. В настоящее время им завершена разработка проекта Концепции развития информационно-коммуникационной системы Совета Федерации до 2015 г. Этим документом предусматриваются внедрение системы цифрового телевидения, дальнейшая модернизация технологических систем обеспечения информационной и документационной поддержки заседаний Совета Федерации, системы видеоконференцсвязи и др. (154).

  • § 2. Задачи государственной политики информатизации правовой сферы
  • § 3. Создание единого информационно-правового пространства России и государств - участников снг
  • § 4. Проблема вхождения России в мировое информационное пространство
  • § 5. Информационная безопасность
  • § 6. Государственная информационная политика
  • Литература
  • Глава 3. Правовая информатика в системе наук
  • § 1. Предмет правовой информатики
  • § 2. Интегративная функция правовой информатики
  • § 3. Метод анализа систем
  • Детерминированные и вероятностные системы. Простые и сложные
  • Социальные системы
  • Сложная динамическая система
  • Нормативные системы
  • Кибернетическая система
  • § 4. Автоматизированные информационные системы
  • 1Системы автоматизированных плановых расчетов.
  • § 5. Метод моделирования
  • Логические модели
  • § 6. Метод формализации
  • § 7. Информатика и теория принятия решений
  • § 8. Понятие алгоритма
  • § 9. Методы измерения количества информации
  • Литература
  • Глава 4. Методологические основы правовой информатики
  • § 1. Информатика и проблема искусственного интеллекта
  • § 2. Информатика и кибернетика
  • Основные категории и законы управления
  • Понятие управления
  • Проблема оптимальности
  • Гомеостатика
  • § 3. Об идеях социальной кибернетики
  • § 4. Логическое моделирование структуры правовой нормы
  • 3. Применение логико-семантических средств для клас­сификации правовых норм.
  • 4. Получение из основной модели дополнительных нор­мативных выражений.
  • Примеры
  • § 5. Право и законы логики норм
  • § 6. Математический аппарат
  • Понятие множества
  • Операции над множествами
  • Нечеткие множества
  • Понятие функции
  • Понятие вероятности
  • Теоремы умножения и сложения вероятностей
  • Случайные величины и законы их распределения
  • Стохастические (случайные) процессы
  • § 7. Техническая основа правовой информатики
  • Первое поколение
  • Второе поколение
  • Третье поколение
  • Четвертое поколение
  • Пятое поколение
  • Литература
  • Часть особенная. Основные направления информатизации правовой системы рф
  • Глава 5. Создание Общенациональной системы правовой информации
  • § 1. Структура Общенациональной системы правовой информации
  • § 2. Российская автоматизированная система информации о нормативных правовых актах
  • § 3. Автоматизированная система информационного обеспечения - Юстиция
  • § 4. Автоматизированная система информационного обеспечения органов мвд рф
  • Структура Центра криминальной информации
  • Региональный уровень
  • Местный уровень
  • § 5. Автоматизированная система информационного обеспечения органов прокуратуры рф
  • § 6. Государственная автоматизированная система "Выборы"
  • Литература
  • Глава 6. Информатизация правотворческой деятельности
  • § 1. Правовое регулирование информационных процессов в сфере правотворчества
  • § 2. Информационная основа правотворческой деятельности
  • Информация, получаемая в результате экспертизы законопроектов
  • Научная информации
  • Стратегическая информация
  • Информация, содержащаяся в модельных правовых актах
  • § 3. Информатизация деятельности Государственной Думы
  • § 4. Информатизация деятельности Совета Федерации
  • Литература
  • Глава 7. Информатизация правоприменительной и правоохранительной деятельности
  • § 1. Задачи информатизации правоприменительной и правоохранительной деятельности
  • Информатизация судебной системы
  • § 2. Компьютеризация расследования уголовных дел
  • § 3. Следственная тактика и теория игр
  • § 4. Автоматизированное рабочее место юриста
  • Литература
  • Глава 8. Информационный поиск в правовой сфере
  • § 1. Основы теории информационного поиска
  • § 2. Информационно-поисковый язык. Правовой тезаурус
  • Литература
  • Глава 9. Применение математических методов и эвм в судебной экспертизе
  • § 1. Автоматизация судебно-экспертных исследований
  • Системы, созданные в учреждениях Министерства юстиции рф
  • Автоматизированные системы, созданные в Академии управления мвд рф
  • § 2. Формы применения математических методов в судебной экспертизе
  • § 3. Математические основы криминалистической идентификации
  • § 4. Математические методы установления групповой принадлежности объектов
  • Литература
  • Глава 10. Социологическая информация
  • § 1. Математическая фирма представления эмпирических данных
  • § 2. Методы измерения уровня знания права
  • § 3. Методы измерения правовой установки личности
  • § 4. Основные понятия теории распознавания образов
  • § 5. Применение методов распознавания образов
  • Литература
  • Глава 11. Статистическая информация
  • § 1. Понятие статистической информации
  • § 2. Выборочный метод получения эмпирической информации
  • Понятие средней ошибки выборки
  • Определение объема выборки
  • Виды выборки
  • § 3. Методы изучения взаимосвязей социально-правовых явлений
  • § 4. Создание и эксплуатация автоматизированных информационно-поисковых систем (аипс) по статистике
  • Литература
  • Глава 12. Проблемы федерального информационного права
  • § 1. Конституционные и международно-правовые основы федерального информационного права
  • § 2. Юридическая природа федерального информационного права
  • Литература
  • Приложение 1. Нормативные акты Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. № 24-фз*
  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Информационные ресурсы
  • Глава 3. Пользование информационными ресурсами
  • Глава 4. Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения
  • Глава 5. Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации
  • От 19 февраля 1993 г. № 4524-I*
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Система федеральных органов правительственной связи и информации
  • Федеральный закон "о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. № 5-фз*
  • Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 г. № 85 –фз*
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Правовой режим участия в международном информационном обмене
  • Глава III. Контроль и ответственность при осуществлении международного информационного обмена
  • Глава IV. Заключительные положения
  • Закон Российской Федерации "о государственной тайне" от 21 июля 1993 г. № 5485-I*
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Сведения, относимые к государственной тайне
  • Проект Федерального закона «о государственной автоматизированной системе "Выборы"»
  • Приложение 2. Основные математические понятия и символы, примененные в Курсе
  • 1. Множества
  • 2. Векторы и матрицы
  • 3. Функции
  • 4 Случайные величины и вероятности
  • 5. Сокращенные обозначения некоторых математических операций
  • Приложение 3. Краткий словарь терминов по информатике и вычислительной технике*
  • С 1994 г. ведется трудоемкая работа по созданию инфор­мационно-коммуникационной системы (ИКС) Совета Федера­ции. Данная система предназначена для обеспечения индиви­дуальной и коллективной деятельности депутатов и Аппарата. Она призвана:

    повышать эффективность законотворческой деятельности Совета Федерации;

    обеспечивать эффективность принятия стратегических решений, совершенствовать взаимодействие руководства Со­вета Федерации и депутатов с гражданами и органами госу­дарственной власти.

    Информатизация законопроектной деятельности Совета Федерации включает реализацию комплекса взаимосвязанных процессов отслеживания и процедур прохождения законопро­ектов в его комитетах, комиссиях. Это позволяет более опера­тивно планировать законопроектную деятельность, иметь пол­ную и достоверную информацию о прохождении проекта. Задачи ИКС делятся на две части:

    общесистемные - централизованное информационное обес­печение Совета, его аппарата, а также внешних пользователей;

    проблемно-ориентированные - информационное обслу­живание конкретных комитетов, комиссий, депутатов, струк­турных подразделении Аппарата.

    Структура ИКС включает следующие компоненты:

    информационно-справочный центр;

    информационно-коммуникационный центр;

    информационно-аналитический центр;

    ситуационный центр;

    автоматизированная информационная система документо­оборота и делопроизводства;

    информационные системы подразделений, установленные в комитетах и комиссиях;

    электронные офисы руководства и депутатов;

    мобильные информационные системы;

    систему технологического обеспечения заседаний Совета Федерации;

    систему управления, администрирования и информаци­онной безопасности ИКС;

    технологическую систему сопровождения и развития ИКС.

    Специфика базы данных Совета Федерации (как и Госу­дарственной Думы) определяется его главными задачами и функциями. В основе ИКС находится совокупность самых раз­личных баз социальной и правовой информации. Каталог ин­формационных ресурсов Совета Федерации содержит 4 разде­ла: а) нормативно-правовая информация; б) экономическая ин­формация; в) общественно-политическая информация; г) спра­вочная информация. Всего свыше 150 баз данных.

    Каталог включает: наименование базы данных; содержа­ние всех баз; источник информации; средства доступа к базам данных.

    Информационно-аналитическое управление предназначе­но для эффективной и всесторонней информационной и ана­литической поддержки работы Совета Федерации. Основными целями такой поддержки являются:

    справочно-аналитическое сопровождение законодательной работы комитетов и комиссий, обеспечение членов Совета Фе­дерации аналитическими материалами по вопросам ведения Совета;

    анализ наиболее важных законов, прогнозирование воз­можных последствий их принятия, выработка предложений для законодательной деятельности Совета Федерации;

    подготовка докладов, справочных, аналитических и реко­мендательных материалов по кругу проблем, находящихся в ведении Совета Федерации, подготовка материалов по акту­альным проблемам жизни государства, осуществления реформ, прогнозирование развития общества.

    Рассмотрим информационную структуру справочных баз:

    структура и состав Совета Федерации (список руководи­телей Совета Федерации; состав комитетов и комиссий Совета Федерации; список членов Совета Федерации с возможностью просмотра по фамилии или региону);

    структура Аппарата Совета Федерации:

    регламент Совета Федерации;

    материалы к предстоящему заседанию Совета Федерации;

    информационный фонд Совета федерации;

    постановления Совета Федерации;

    стенограммы заседаний Совета Федерации;

    информация о мероприятиях, проводимых в Совете Фе­дерации в течение текущей недели и текущего месяца:

    информация о мероприятиях, проводимых в Государствен­ной Думе;

    информация комитетов Совета Федерации;

    информация структурных подразделений Аппарата Сове­та Федерации;

    пресс-служба Совета Федерации (бюллетени пресс-службы);

    данные о субъектах Российской Федерации:

    информация о событиях;

    информация о мероприятиях текущего месяца;

    информация о выборах.

    Рис. 21. Структура информационно-коммуникационной системы Совета Федерации

    сообщения информационных агентства (сводки событий в Российской Федерации за неделю, сводки МВД и МЧС);

    информацияоб СНГ.*

    * Продолжается выпуск Аналитических вестников по важнейшим про­блемам ведения Совета Федерации.

    В настоящее время определенное развитие получил про­цесс информатизации парламентов зарубежных стран. Иссле­дуя данную проблему, Е. И. Орлов и В. А. Никитов приходят к следующим выводам:

    1. Широкое внедрение информатизации парламентской деятельности в США, Канаде и государствах Европы являет­ся важнейшим фактором обеспечения их эффективной работы.

    2. Информационно-коммуникационные системы парламен­тов обеспечивают реализацию как собственно "внутрипарламентских" операций, так и информационное взаимодействие их на межпарламентском глобальном уровне.

    3. Информатизация парламентской деятельности реализу­ется как государственными органами, так и коммерческими организациями. При этом единая информационно-техническая политика в этой области проводится под эгидой государствен­ных органов.

    Представительная власть (парламент) нуждается в самой разнообразной информации. Для ее подготовки создаются спе­циальные центры, подчиненные непосредственно парламен­ту. При парламенте может быть создан постоянно действую­щий орган (например, подкомитет) по научной и технической информации, контролирующий действия правительства в этой области и подготавливающий проекты законодательных актов, регламентирующих научно-информационную деятельность в стране.

    Так, библиотека Конгресса - одна из крупнейших биб­лиотек мира; в ее фондах более 100 млн. единиц хранения, в том числе 14,5 млн. книг, более 36 млн. рукописей, 4 млн. карт, 11 млн. изобразительных материалов. Фонды библиотеки воз­растают примерно на 1,3 млн. единиц хранения в год. Юриди­ческая библиотека (свыше 2,7 млн. книг) Конгресса формирует и распространяет в машиночитаемом виде каталоги поступаю­щих в нее изданий. В библиотеке Конгресса используется не­сколько автоматизированных информационно-поисковых сис­тем.

    Компьютерная сеть Конгресса США состоит из компью­терных сетей Сената и компьютерной сети Палаты представи­телей.

    Сеть Сената включает около 5 тысяч компьютеризован­ных рабочих мест. Они подключены к единой сети Конгресса. Компьютерная сеть Сената подключена и к другим базам дан­ных. Так, она имеет выход через главный компьютерный Центр к базе данных библиотеки Конгресса, на информационно-по­исковую систему Министерства юстиции, другие компьютер­ные сети. Централизованная компьютерная сеть Палаты пред­ставителей насчитывает более 7 тыс. пользователей и 3,5-4 тыс. электронных устройств. Они имеют выходы на главные компь­ютеры независимо от того, находятся ли пользователи в Ва­шингтоне или в избирательных округах. База данных Палаты представителей аналогична базе данных Сената. Специальная программа отслеживает нужную для Конгресса информацию (нормативную, запросы избирателей и т. д.). Всего имеется 30 специализированных баз данных.

    Между информационной системой и потребителями (в дан­ном случае таковыми являются депутаты) должно существо­вать промежуточное звено; им являются специальные анали­тические службы. В США это Исследовательская Служба Кон­гресса (ИСК).* Среди ее разнообразных функций (анализ поли­тического курса, поиск юридических документов, история за­конотворчества) главное место занимают специализированные исследования, использующиеся при рассмотрении проектов за­конодательных актов. Исследовательская служба ежегодно выполняет более полумиллиона заказов Конгресса. Она исполь­зует информационные системы технологической поддержки для более эффективной работы по исследованию законодательно­го процесса; анализа законопроектов; анализа бюджетных про­ектов; программ развития. Значительное развитие получила издательская деятельность ИСК. Этот опыт заслуживает изу­чения и использования.

    * В настоящее время исследовательская служба насчитывает 860 сотруд­ников.

    В ряде парламентов функционируют автоматизирован­ные системы контроля прохождения законопроектов, позво­ляющие получать информацию о том, на какой стадии нахо­дится конкретный законопроект, а также документы, сопро­вождающие этот законопроект при выполнении операций (ста­дий) законодательной процедуры, и интегральную статисти­ческую информацию по совокупности законопроектов, нахо­дящихся в обсуждении, принятых или отклоненных на раз­личных стадиях законодательной процедуры, контролировать сроки их стадий.

    В ряде стран (Германия, Швейцария) телекоммуникацион­ное взаимодействие парламентов, региональных электронных офисов парламентариев, правительственных и научных учреж­дений базируется на государственных телефонных сетях (тех­нология ISDN),обеспечивающих передачу цифровых данных.

    Информационно-коммуникационная система создана и в Европейском парламенте. Она является сложным программно-техническим комплексом. Используется система полуавтома­тического перевода, включающая словарь терминов на 11 язы­ках - объемом 60 мегабайт. Все языки равноправны, все за­седания сопровождаются переводом на 11 языков.