K line распиновка. Самодельный K-line адаптер

О днажды у меня возникло желание, сделать чип-тюнинг своей десятке. Но как это сделать, на тот момент я не знал, а обращаться к кому либо, кто этим занимается, мне не хотелось, потому, что я привык все делать сам. Пару, тройку дней посветил изучению темы чип-тюнинга и методов его реализации. Для прошивки нужен k-line адаптер , его можно купить на сайте, а можно и сделать самому. Купить адаптер это долго и неинтересно, поэтому решил делать сам.

Первое и самое интересное, по крайней мере для меня, было изготовление печатной платы .

Для того чтобы сделать плату мне понадобилось: кусок платы 5/5см., лазерный принтер, утюг, медный купорос, соль и вода. У друга в гараже нашел ненужную плату заднего фонаря от ваз 2104, от нее отрезал нужного размера кусок и мелкой наждачкой с водой удалил лак с поверхности платы. Лучше конечно купить в радиомагазине, лист гетинакса или стеклотекстолита для печатной платы, только не было у меня свободного времени, чтоб съездить. При помощи программы Nero PhotoSnapViewer распечатал схему адаптера в оригинальном размере. Перед тем как печатать, нужно настроить принтер на максимальное расходование тонера.

Затем перенес рисунок на плату следующим путем, лист бумаги с рисунком опустил на пару секунд в воду, прислонил рисунком к медной стороне платы, утюгом высушил лист на плате (таким образом, тонер плавится и прилипает к плате), минут на 10-20 опустил в воду, пальцем удалил раскисшую от воды бумагу.

Для травления платы использовал самый доступный способ. На 250мл. воды, нагретые до 80 градусов, две столовые ложки поваренной соли и одну столовую ложку растолченного в ступе медного купороса. Для лучшей эффективности, можно дать раствору настояться пару дней, это ускорит время травления на пару часов. Плату травил в обычной тарелке, периодически помешивая раствор и поглядывал на плату. Процесс травления длился около 5 часов, главное было не прозевать, если передержать лишнее 10-20 минут от дорожек может и следа не остаться. Когда плата была готова, промыл под краном, просушил. На плате нужно просверлить отверстия под детали, но сделать это не так-то и просто, нужно очень мелкое в диаметре сверло, которого у меня не было и взять негде было, тем не менее, способ я быстро нашел, не такой правда эффективный, как сверло, но отверстия получились. Взял иглу от швейной машинки и заточил кончик иглы под треугольник, вставил иглу в дрель, 10 минут и все готово.

Плата будущего k-line адаптера готова, можно покупать элементы, но времени для поездки в магазин по прежнему не было, меня выручил друг. Спайка адаптера заняла максимум 20 минут. На все про все, бюджет около 300р.

Схема адаптера на двух микросхемах, max232 и мс33199 .

Расположение элементов на плате, синей стрелочкой указано расположение элемента со стороны дорожек, а красными противоположная сторона.

Прежде, навыков в травлении, пайке, расположении элементов, не было, разбирался во всем сам. Для корпуса адаптера использовал футляр, под панель автомагнитолы. Для подключения к компьютеру и разъему диагностики использовал СОМ-портовые шнуры (они же RS232 ).

Адаптер заработал с первого раза, без каких либо проблем. Только электронный блок управления двигателем (ЭБУ) подвел, оказалось, что у меня стоит Январь 4.1 с ROM-памятью, для которого нужен специальный программатор 27ХХХХ серий ПЗУ (постоянное запоминающее устройство). Я конечно сдался не сразу, купил электро стираемую Winbond 27c512 , ПЗУ других производителей, одноразовые либо стираются при помощи ультрафиолетовой лампы. Новую прошивку в микросхему, безуспешно пытался залить с помощью, сетевой карты, видеокарты, материнской платы, путем обновления БИОСа. 27ХХХХ серий ПЗУ прошивается только программатором, проверенно!!! Все равно не зря старался, теперь диагностирую периодически. С появлением ноутбука появилась возможность диагностики авто в динамике. Так как в современных ноутбуках нет СОМ-порта, приобрел переходник СОМпорт-USB за 250р.

ВАЖНО!!! Питание для k-line адаптера, обязательно брать от бортовой сети.

Переходник СОМ порт USB

Самодельный шнур K-line - диагностический разъем автомобиля.

Шнур питания адаптера от прикуривателя , позаимствовал у автомобильного телевизора.

Подключение автомобиля к ноутбуку.

Диагностика автомобиля.

Схема адаптера, рисунок печатной платы, перечень деталей, инструкция пользования

Как известно для диагностики на современных авто используют разъем OBD II . В этом разъеме присутствует цифровая шина, с которой можно снимать необходимые данные. Протоколов этой цифровой шины много, отличаются от поколения и марки авто. У меня используется K-Line шина . Для того чтобы соединить порт USB компьютера с разъемом диагностики нужен переходник-конвертер. Вот этот переходник я и решил собрать.

Для начала приобрел уже давно необходимые детальки.


Собирать решил по стандартной схеме, коих в интернете полно. Только немного подкорректировал под себя:

Далее идет обычный процесс лазерно утюжной технологии. Применяемая микросхема FT232RL имеет корпус SSOP28, у которого расстояние между ножками 0,25 мм заставит применить аккуратность. Опыт травления печатных плат ЛУТом позволит этого добиться. У меня получаются дорожки толщиной 0,12мм.



Тонер уже на медной основе платы. Готово к травлению



Процесс травления пройден: лишняя медь стравилась.



Всё готово к лужению и пайке деталек



А вот и готовый переходник с припаянными детальками. Судя по фотке размер девайса получился флэшечный.



Информация, изложенная выше (как сделать диагностику автомобиля самому) – это лишь приоткрытая дверь в мир компьютерной автодиагностики. Совершенствование электронных устройств автомобилей требует от водителя умения определять неисправности самостоятельно, потому что это не только экономия средств, но и профилактика от серьезных поломок. Да, можно обратиться в автосервис или СТО и устранить проблему. Иногда приходится это делать. Но вы хотя бы сможете узнать, где поломка, чтобы разговаривать с механиком на понятном языке.

Пусть вы сначала научитесь считывать коды ошибок с бортового компьютера. Следующим этапом развития, возможно, станет расширенное понимание процесса диагностирования, что может стать источником бизнеса. Ведь услуги автодиагностики стали востребованы.

Новые бортовые компьютеры содержат информацию о работе абсолютно всех узлов и механизмов. Современный водитель обязан уметь работать автосканерами и программным обеспечением, которые описаны в этой статье.

По просьбе некоторых читателей, решил выложить самый простой наверное что есть K-line адаптер через сом-порт (в этом случаи USB — вариант не берётся) . Это отличный и проверенный адаптер , его достоинства; дешёвый, простенький и может хорошо ковыряться в мозгах вашего авто В данном случаи берётся только K-линия, Л-линия нам не нужна.

Сам адаптер собран всего на двух транзисторах, вот схема- проще не найдёте…

Сперва я делал тестовый вариант K-line адаптера

Так сказать начинал с экспериментов на макетке собирал всё как попало, главное чтобы держалось и детали подходили, некотрых деталей не было, к примеру вместо конденсатора о.47 мкф поставил 220 нф, но параллельно…ну и так дальше.

Переменник взял на 500 Ом, вот какая чудо-плата сперва получилась


Ну что ж надо проверить работоспособность данного девайса…

Как проверить адаптер без подключения к авто?

Итак сперва качаем софтинку Check It 3.0

К компьютеру подключаем наш адаптер и подаём на него 12 вольт. Делаем именно в этой последовательности, иначе можно спалить Сом-порт. Саму К-line не подключаем, так как мы же не подключились к авто.

Интерфейс DOS-овский, давим любую кнопку нажимаем). Затем - «пропустить». Опять давим любую кнопку и о чудо)
Попадаем в меню, где методом тыка (проб и ошибок - интуитивно) находим test\serial ports\com1

Затем Нажимаем Enter

Пойдет тест порта, если конечно всё вы собрали правильно. Сначала тест пойдёт на скорости 300 бит в сек, потом 1200, 4800, 9600, короче перебераются все скорости.

вот пример теста на скорости 300 (бит\сек)

Если тест прошел на скоростях 300 и 1200 бит (бод), нам этого вполне хватит чтобы наш адаптер работал нормально.

Если тест не пройдёт то вылезит окно типа такого…

Это говорит о том что неправильно собран адаптер или нет питания на адаптере. Ну ладно с тестом покончено, (это было так, можно сказать познавательно) теперь перейдём к рабочей версии адаптера.

Рабочий вариант K-line адаптера

Всё что нам понадобится ….

Список деталей:

  • транзисторы: КТ315 или S9014 (2шт)
  • резисторы 3кОм (3шт) - это R2, R3, R6 и 10кОм (2шт) - это R1, R5
  • светодиод подойдёт любой (если нет можно не ставить вообще)
  • диод любой маломощный типа 1n4148
  • Кондёр на 470 мкф, ну и клемник и разъём DB9

Рисуем сначала печатку в Спринте…

2. Печатаем на принтере на глянце несколько рисунков, чтобы выбрать хороший. Все варианты были нормальными - делаем три печатки.

Если есть какие косяки подправляем маркером. перед травлением.

Английское слово "Tuning" означает "настройка", "регулировка", а чип-тюнинг реальный способ повысить мощность двигателя и улучшить динамику автомобиля без каких либо механических переделок двигателя, лишь за счет изменения программных параметров блока управления. Правда, возможность такая существует лишь для автомобилей с электронным блоком управления двигателя ЭБУ (англ. ECU - Engine Control Unit).

ЭБУ - это автомобильный компьютер, формирующий сигналы управления для исполнительных устройств систем впрыска топлива и зажигания на основании, получаемой от датчиков информации о числе оборотов и положении коленчатого вала двигателя, расходе воздуха и т.д. В составе ЭБУ имеется чип или микросхема памяти, в которую зашита программа управления двигателем.

Силовой агрегат каждой марки и модели современного автомобиля имеет собственную программу, корректируя которую, можно изменять параметры работы отдельных систем: регулировать количество подаваемого в цилиндры топлива и угол опережения зажигания, управлять режимами работы систем контроля выхлопных газов и пр. Чип-тюнинг сродни замене прошивки для плеера или BIOS для компьютера, правда, возможности чип-тюнинга несколько шире. Если при замене BIOS полностью меняется прошивка, то чип-тюнинг подразумевает также и корректировку лишь отдельных параметров.

Для замены прошивки большинства цифровых устройств они подключаются к компьютеру через стандартные интерфейсные разъемы, а для подключения к компьютеру электронного блока управления автомобиля необходим адаптер К, Л линии и диагностическая программа для контроля и изменения параметров.

Упрощенные демо-версии профессиональных программ для чип-тюнинга выложены для свободного использования на многих специализированных сайтах, там же можно найти и новые прошивки для электронных блоков управления. В интернет доступно большое количество схем адаптеров разного уровня сложности для самостоятельной сборки. Менее подготовленные радиолюбители и не специалисты в данной области часто предпочитают использовать проверенные конструкции от фирмы МАСТЕР КИТ.

В 2006 году в нашем журнале был описан набор «Универсальный автомобильный адаптер КЛ линии NM9213-USB». Устройство получилось, как было отмечено еще на тестовых испытаниях, удобным и полезным, за исключением некоторых минусов, связанных с необходимостью подбора соединительных кабелей, их распайкой и монтажом всего устройства.

И вот МАСТЕР КИТ в такт с новинками на рынке полупроводниковых компонентов предлагают еще более совершенную конструкцию. Новинка этого года - новый готовый блок «Адаптер К-Линии BM9213-USB», воплотивший в себе усовершенствованные разработки электронных фирм и позволяющий работать через USB порт. Выпускается адаптер в виде готового устройства, что снимает с покупателя многие проблемы сборки, присущие предыдущему набору.

Если же программа работает с USB портом необходимый драйвер можно скачать отсюда. Там же, на страничке можно найти по установке драйверов для всех операционных систем.

Рис.8. Тестирование адаптера в автомастерской.

Упаковка дополнительных цепей в корпусе одной микросхемы (L9637D) значительно снижает внешние наводки и повышает надежность работы. В итоге, по мнению специалистов автосервиса, новый адаптер значительно удобнее прежнего (успешно используемого и поныне), более универсален при выборе диагностических программ и сможет обеспечить более качественную диагностику автомобилей, оснащенных разнообразными типами электронных блоков управления.

Дополнительную информацию и программное обеспечение можно найти на следующих WEB - сайтах: