Теория практические работы по информатике. Практические работы по информатике

Разделы: Информатика

Цель:

  1. Отработка навыков работы с изображениями и вставкой надписи в полотне.
  2. Отработка навыков форматирования текста и настройки обтекания текстом рисунка.

Требуемый начальный уровень подготовки учащихся:

  1. Знакомство с операционными системами семейства Microsoft Word.
  2. Общие навыки работы с приложениями Windows и буфером обмена.
  3. Умение создавать и сохранять документы с различным шрифтовым оформлением.

Иллюстрации являются одним из основных средств, позволяющих красиво оформить текстовой документ. Двумя основными типами изображений, используемых в документах Microsoft Word, являются графические объекты и рисунки. Графические объекты и рисунки включают автофигуры, схемы, кривые линии и объекты WordArt . Для изменения этих объектов, а также цветов, заливок, границ и других параметров служат панели инструментов Настройка изображения, Рисование, WordArt.

1. Практическая работа «Текст»
Цели:

  1. Отработка навыков работы с изображениями, фигурным текстом и вставкой рисунка в текст.
  2. Отработка навыков форматирования текста.

Задание: наберите текст по образцу, вставив рисунок и фигурный текст.
Текст должен быть набран следующим образом:

  • шрифт Times New Roman;
  • размер шрифта – 14;
  • выравнивание текста – по ширине;
  • первая строка – отступ 1, 25см;
  • междустрочный интервал – одинарный.

2. Практическая работа «Рисование эмблемы»
Цель:
Отработка навыков работы с изображениями, фигурным текстом и вставкой надписи.
Задание: создайте эмблему
При создании рисунков в программе Word следует открыть Панель инструментов Рисование . Инструменты для рисования прямоугольника, овала или отрезка имеются непосредственно на панели Рисование . Для того, чтобы нарисовать более сложную стандартную фигуру, можно воспользоваться меню Автофигуры , содержащим дополнительные инструменты и готовые шаблоны различных фигур. Для добавления к рисунку текста используется инструмент Надпись или фигурный текст WordArt . Для объединения частей рисунка в единое целое следует воспользоваться операцией Группировать в меню Действия .

3. Практическая работа «Создание визитной карточки»
Цели:

  1. Отработка навыков с изображением, фигурным текстом и вставкой надписи.
  2. Обработка навыков форматирования текста.

Задание: создайте Вашу визитную карточку посредством работы с панелью рисования.
Внесите в неё следующие данные:

  • фамилия, имя, отчество;
  • место работы (учёбы);
  • рабочая контактная информация (адрес учреждения, телефон, e-mail);
  • домашняя контактная информация (домашний адрес, телефон, e-mail).

Презентация Приложение (полное приложение можно получить у автора)

ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР MICROSOFT WORD

Цель: Привить у студентов навыки работы в текстовом процессоре Microsoft Word. В результате выполнения данного комплекса лабораторных работ студенты должны научиться использовать различные способы редактирования и форматирования отдельных элементов текста, работать с таблицами и графическими объектами, а так же применять дополнительные средства обработки документов.

Практическая работа №1
Работа в текстовом редакторе MS Word. Форматирование и редактирование документа MS Word.

Практическая работа №2
Применение автоматизированных списков в документах Word.
Маркированные, нумерованные, многоуровневые списки. Создание математических формул.

ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР MICROSOFT EXCEL

Цель: Привить у студентов навыки работы в табличном процессоре Microsoft Excel. В результате выполнения данного комплекса лабораторных работ студенты должны научиться использовать различные способы редактирования и форматирования отдельных элементов таблиц, работать с базами данных и диаграммами, а так же применять дополнительные средства обработки табличных форм.

Практическая работа №3
MS Excel. Типы данных, абсолютная и относительная адресация. Стандартные функции Excel.

Практическая работа №4
Формат ячейки. Границы и заливка. Числовой, процентный, денежный формат. Формат Дата и Время. Применение логических функций ЕСЛИ, И, ИЛИ, НЕ в расчетах.

Практическая работа №5
Статистические, финансовые, логические функции. Сортировка, модификация БД, организация простейших запросов. Автофильтр, Расширенный фильтр. Подведение промежуточных итогов.

Практическая работа №6
Связывание рабочих листов, консолидация таблиц. Создание, редактирование, форматирование сводной таблицы.

СУБД MICROSOFT ACCESS

Цель: Привить у студентов навыки работы в системе управления базами данных Microsoft Access. В результате выполнения данного комплекса лабораторных работ студенты должны научиться создавать реляционные базы банных, создавать межтабличные связи, заполнять таблицы, создавать по таблицам формы, отчеты и запросы.

Практическая работа №7
Создание таблиц. Режим таблицы. Режим конструктора. Связывание таблиц. Создание и модификация форм. Создание и модификация отчетов. Формы в СУБД. Создание и модификация форм.\\

Практическая работа №8
Создание запросов различного типа. Запрос на выборку. Запрос с параметром. Перекрестный запрос. Итоговый запрос.

ОСНОВЫ ДИСКРЕТНОЙ МАТЕМАТИКИ

Практическая работа №9
Булева алгебра. Логические операции. Формулы и их преобразование.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ЭВМ

Практическая работа №10
Архитектура компьютера. Хранение информации. Системы счисления.

АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ, АНАЛИЗ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ СЛОЖНОСТИ

Практическая работа №11-12
Линейная алгоритмическая конструкция. Разветвляющая алгоритмическая конструкция. Рекурсивный алгоритм
Блок-схемы (элементы блок-схем, типы блоков).

ОСНОВЫ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ И СЕТЕЙ

Практическая работа №13
Основные операции с файлами и каталогами в программе Проводник. Поиск файлов. Параметры поиска. Дополнительные возможности поиска.

ГРАФИКА И ИНТЕРНЕТ

Цель: Научить студентов использовать ресурсы глобальной сети Интернет как средства переработки информации, средства связи между людьми, систематизировать имеющиеся знания и упрочить практические навыки. Привить навыки самостоятельного поиска нужной информации для решения разнообразных задач.

Практическая работа №14
Настройка сети. Установка доступа к файлам и папкам, подключение сетевого диска и поиск информации на нем.

Практическая работа №15
Освоение работы в графическом редакторе PhotoShop.
Основы композиции. Текстовые эффекты. Имитация объема в PhotoShop. Фотомонтаж.

//внутри задания и краткий учебный материал для выполнения каждой работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Информатика: Практикум по технологии работ на компьютере: Учебное пособие для вузов / Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 1997
2 Информатика: Учебник для вузов / Под ред. Н.В. Макаровой. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1998
3 Алферов А.П. Информатика для начинающих пользователей: Учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 1996
4 Могилев А.В. и др. Информатика: Учебное пособие для студентов пед. вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак – М.: Академия, 1999
5 Информатика: Учебник / Под ред. Н.В. Макаровой. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1999
6 Острейковский В.А. Информатика: Учебник для техн. Вузов – М.: Высш. шк., 1999
7 Информатика: Базовый курс / Под ред С.В. Симоновича – СПб.: Питер, 2000
8 Информатика: Базовый курс: Учебное пособие для втузов / Под ред С.В. Симоновича – СПб.: Питер, 2001
9 Информатика: Базовый курс: Учебное пособие для втузов / Под ред С.В. Симоновича – СПб.: Питер, 2003
10 Козырев А.А. Юдин А.П. Информатика: Конспект лекций. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000
11 Богатов Д.Ф. и др. Информатика и математика для юристов: краткий курс в таблицах и схемах: Учебное пособие для МВД РФ / Богатов Д.Ф., Богатов Ф.Г., Минаев В.А. – М.: Приор, 1998
12 Воройский Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь по информатике: Вводный курс по информатике и вычислительной технике в терминах. – 2-е изд., перераб. И доп. – м.: Либерия, 2004
13 Алферов А.П. Информатика для начинающих пользователей: Учебное пособие. – Ростов на Дону, 1996
14 Хохлова Н.В. и др. Информатика: Учебное пособие для вузов / Н.В. Хохлова, А.И. Истеменко, Б.В. Петренко. – Мн.: Высш. шк., 1990
15 Веретенникова Е.Г. и др. Информатика: Учебное пособие для вузов / Веретенникова Е.Г., Патрушина С.М., Савельева Н.Г. – Ростов на Дону: МарТ, 2002
16 Пасько В. Word 2000: Русифицированная версия. – Киев: BHV, 1999
17 Марченко А.И., Пасько В.П. Word 7.0 для Windows 95. – Киев: BHV, 1996
18 Камлиш К Word 7.0 Windows 95 для занятых / Пер. с англ. Ю.Леонтьев. – Спб.: Питер, 1997
19 Камлиш К Word 7.0 для занятых / Пер. с англ. Ю.Леонтьев. – СПб.: Питер, 1997
20 Колесников А. Excel 2000: (Русифицированная версия)ю – Киев: Издат. группа BHV, 1999
21 Лавренов С.М. Excel: Сборник примеров и задач. - М.: Финансы и статистика, 2000
22 Лавренов С.М. Excel: Сборник примеров и задач. - М.: Финансы и статистика, 2002
23 Рычков В. Excel 2002: Самоучитель. - СПб.: Питер, 2003
24 Литвин П. и др. Access 2002: Разработка корпоративных приложений: Для профессионалов / П. Литвин, К. Гетц, М. Гунделой; Пер с англ. А. Падалки – СПб.: Питер, 2003
25 Литвин П. и др. Access 2002: Разработка корпоративных приложений: Для профессионалов / П. Литвин, К. Гетц, М. Гунделой; Пер с англ. О.Здир – СПб.: Питер, 2002
26 Рыбаков В.Е., Азов С.В. Norton Commander (3.0) Norton Integration (4.5). – М.: МП «Малип», 1992
27 Козловский Е.А. Norton Commander 4.0: Руководство к действию для крутых, всмятку и почти сырых юзеров. – М.: ABF, 1993
28 Крейнак Д, Хебрейкен Д. Интернет. Энциклопедия. – СПб.: Питер, 2000
29 Котеча Х. Windows 95: Шаг за шагом / Пер с англ. Под ред В. Кошелева. –М.: БИНОМ, 1997
30 Ахметов К.С. Windows 95 для всех. – 2-е изд. М.: КомпьтерПресс, 1996
31 Кенин А.М., Печенкина Н.С. Windows 95/ NT для пользователей или как научиться владеть компьютером. – Екатеринбург: Планета, 1998
32 Козловский Е.А. Windows 95 или прогулка без провожатых по ночному Чикаго. – М.: ABF, 1995
33 Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. – М.: ИНФРА-М, 1998
34 Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. – М.: ИНФРА-М, 1997
35 Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. – М.: ИНФРА-М, 1996
36 Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс.7-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002
37 Аладьев В.Э. и др. Основы информатики: Учебное пособие для вузов / Аладьев В.Э., Хунт Ю.Я., Шишков М.Л. – 2-е изд., перераб. и доп., М.: Филинь, 1999
38 Хунт Ю.Я., Аладьев В.Э. Основы информатики: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп., М.: Филинь, 1999
39 Микляев А. Настольная книга для пользователей IBM PC – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Солон-Р, 1995
40 Франкен Т., Молявко С. MS DOS 6.0 … для пользователя. – Киев: Торгово- изд. Бюро ВНУ, 1993

Практическая работа №2

Тема: Количество и единицы измерения информации.

Цели: Приобрести практические навыки расчета количества информации. Изучить возможные способы кодирования информации.

Студент должен

знать:

Принципы кодирования информации;

функции языка как способа представления информации;

основные единицы измерения информации;

уметь:

решать задачи на определение количества информации;

Теоретическое обоснование .

1. Количество информации

В вычислительной технике битом называют наименьшую "порцию" памяти компьютера, необходимую для хранения одного из двух знаков "0" и "1", используемых для внутримашинного представления данных и команд.

Бит - слишком мелкая единица измерения. На практике чаще применяется более крупная единица - байт , равная восьми битам. Именно восемь битов требуется для того, чтобы закодировать любой из 256 символов алфавита клавиатуры компьютера (256=28).

Широко используются также ещё более крупные производные единицы информации:

· 1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт,

· 1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт,

· 1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт.

В последнее время в связи с увеличением объёмов обрабатываемой информации входят в употребление такие производные единицы, как:

· 1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт,

· 1 Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт = 250 байт.

За единицу информации можно было бы выбрать количество информации, необходимое для различения, например, десяти равновероятных сообщений. Это будет не двоичная (бит), а десятичная (дит) единица информации.

2. Измерение информации.

Количество информации, заключенное в сообщении, определяется объемом знаний, который несет это сообщение получающему его человеку. При содержательном подходе возможна качественная оценка информации: полезная, безразличная, важная, вредная…

Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний человека в два раза, несет для него 1 бит информации.

Пусть в некоторое сообщение содержаться сведения о том, что произошло одно из N равновероятностных событий. Тогда количество информации, заключенное в этом сообщении, –Х бит и число N связаны формулой:

2х= N .

Пример1.

В барабане для розыгрыша лотереи находится 32 шара. Сколько информации содержит сообщение о первом выпавшем номере (например, выпал шар №15)

Решение: поскольку вытаскивание любого из 32 шаров равновероятностное, то количество информации об одном выпавшем номере находиться из уравнения:

2х=32.

Но 32=25. Следовательно, х=5 бит. Очевидно, ответ не зависит от того, какой именно выпал номер.

Алфавитный подход к измерению информации позволяет определить количество информации, заключенной в тексте. Множество символов, используемых при записи текста, называется алфавитом. Полное количество символов в алфавите называется мощностью. Если весь текст состоит из К символов, то при алфавитном подходе размер содержащейся в нем информации равен:

I = K * i ,

где i – информационный вес одного символа в используемом алфавите (количество бит на один символ).

Пример 2.

Книга, набрана с помощью компьютера, содержит 150 страниц; на каждой странице–40 строк, в каждой строке – 60 символов. Какой объем информации в книге?

Решение: мощность компьютерного алфавита равна 256. Один символ равен 1 байт информации. Значит, страница содержит 40*60=240 байт информации. Объем всей информации в книге:

240*150=360000 байт.

360000/1024=351,5625 Кбайт.

Пример 3.

Сообщение занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов в использованном алфавите, если все сообщение содержит 1125 байт?

Решение: переведем байты в биты: 1125*8=9000. Найдем общее количество символов в заданном тексте: 3*25*60=4500 символов. Далее определим информационный вес одного символа в используемом алфавите (количество бит на один символ) из формулы I = K * i ,

i = I / K .

Подставим известные величины: i =9000/4500

i =2.

Если информационный вес одного символа в используемом алфавите (количество бит на один символ)равен 2 , то мощность алфавита составляет 4 символа: 22=4.

3. Кодирование информации.

В процессе преобразования информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую осуществляется кодирование. Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется: сокращение записи, засекречивание информации, удобство обработки. Средством кодирования служит таблица соответствия, которая устанавливает взаимное однозначное соответствие между знаками двух различных знаковых систем.

Полный набор символов, используемых для кодирования текста, называется алфавитом или азбукой.

Тексты на естественных языках, числа, математические и специальные символы должно иметь возможность быть введенным в компьютер. В силу безусловного приоритета двоичной системы счисления при внутреннем представлении информации в компьютере кодирование «внешних» символов основывается на сопоставлении каждому из них определенной группы двоичных знаков. При этом из технических соображений и из соображений удобства кодирования-декодирования следует пользоваться равномерными кодами, т.е. двоичными группами равной длины.

Для кодирования двух естественных алфавитов минимально достаточное иметь равномерный код их группы по 8 двоичных знаков; в этом случае можно закодировать 256 различных символов. Поскольку 8 двоичных символов составляют 1 байт, то говорят о системах «байтового» кодирования.

Наиболее распространены две такие системы : EBCDIC (Extended Binary Coded Decimal Interchange Code) и ASCII (American Standard Information Interchange). Первая исторически тяготеет к большим машинам, вторая чаще используется на мини- микро-ЭВМ и ПК. Знакам алфавита PC ставится в соответствие шестнадцатеричные числа по правилу: первая – номер столбца, вторая – номер строки. Например, «Б» – код 81, «д» – код А4.

Но даже 8-битная кодировка недостаточна для кодирования всех символов. Все препятствия могут быть сняты при переходе на 16-битную кодировку Unicode , допускающую 65536 кодовых комбинаций.

Ход работы:

1. Изучить теоретическое обоснование.

2. Выполнить практические задания по вариантам.

3. Ответить на контрольные вопросы по указанию преподавателя.

4. Оформить отчет.

Практические задания:

Вариант 1

1. Сообщение о том, что из коробки достали один карандаш несет 6 бит информации. Сколько карандашей в коробке?

2. При угадывании целого числа в некотором диапазоне получено 9 бит информации. Сколько чисел содержит диапазон?

4. Сколько символов в тексте, если мощность алфавита – 64 символа, а объем информации, содержащейся в нем – 1,5 Кбайта?

5. Объем оперативной памяти компьютера содержит 163 840 машинных слов, что составляет 0,625 Мбайт. Сколько бит содержит каждое машинное слово?

6. «Каталоги низких уровней вкладываются в каталоги более высоких уровней и являются для них вложенными. Верхним уровнем вложенности иерархической структуры является корневой каталог.»

7. 123$$333122321$$1

13Мб в байты

128Мб в гигабайты

0,12Мб в биты

0,01Гб в килобайты

40960 бит в килобайты

Вариант 2

1. Группа школьников пришла в бассейн, в котором 8 дорожек для плавания. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке номер 5. Сколько информации получили школьники из этого сообщения?

2. Сообщение о том, что ваш друг живет на 9 этаже, несет 5 бит информации. Сколько этажей в доме?

3. Информационное сообщение объемом 1/512 част Мбайта содержит 2048 символов. Сколько символов содержит алфавит, с помощью которого было записано это сообщение?

4. Сколько символов содержит сообщение записанное с помощью 32-х символьного алфавита, если объем его составил 1/128 част Мбайта?

5. В рулетке общее количество лунок равно 128. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщения об остановке шарика в одной из лунок?

6. Используя правило двоичного кодирования, определите минимальную длину данной последовательности символов в битах. ()*&(((())))^&&&*$(

7. Определите объем памяти необходимый для размещения следующей информации (в кодах ASCII).

«Каталогом называется специальный файл, в котором ре­гистрируются другие файлы. Если файл зарегистрирован в ката­логе, это означает, что в послед­нем содержится вся характеризующая файл информация и сведе­ния о том, в каком месте диска файл расположен.»

25Кб в биты

512Кб в гигабайты

0,5Мб в байты

0,075Гб в мегабайты

81920 бит в килобайты

Вариант 3

1. В рулетке общее количество лунок равно 32. Какое количество информации мы получаем в сообщении об остановке шарика на номере 16.

2. При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 7 бит информации. Сколько чисел содержит диапазон?

3. Для записи текста использовался 256 символьный алфавит. Какое количество информации в килобайтах содержит сообщение, содержащее 3072 символа.

4. Сколько символов в тексте содержащем 2 Кбайта информации, если мощность алфавита равна 128 символа.

5. Объем оперативной памяти компьютера составляет 1/8 часть Мбайта. Сколько машинных слов составляют оперативную память, если одно машинное слово содержит 64 бита.

6. Используя правило двоичного кодирования, определите минимальную длину данной последовательности символов в битах . ****???!!$$**!$?*??

7. Определите объем памяти необходимый для размещения следующей информации (в кодах ASCII). «Файловая система определяет способы организации и средства обслуживания файловой структуры, преобразуя FAT -таблицы в иерархическую структуру для обеспечения быстрого и удобного доступа к данным, простого и понятного пользователю способа задания адреса данных.»

256Мб в гигабайты

12,8Мб в байты

0,12Мб в килобайты

0,001Гб в байты

73728 бит в килобайты

1. Тему, цель.

2. Решение практических заданий по вариантам.

3. Вывод.

Контрольные вопросы:

1. Какая наименьшая единица измерения информации вам известна.

2. Назовите более крупные производные единицы информации .

3. Опишите способ измерения информации при содержательном подходе.

4. Опишите способ измерения информации при алфавитном подходе.

Литература

1. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2010.

2. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2014.

3. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2010.

4. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2010.

Практическая работа по информатике .

Задание:

А) придумать три числа в десятичное системе счисление, в каждом из них количество разрядов целой части не менее 3 и в дробной не менее 2 разрядов

Б) Перевести придуманные цифры в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную и затем обратно в десятичную

В) сложить все три числа в о всех указанных системах счисления.

Г) вычитание, умножение и деление

Д) двоично десятичное представление чисел. Сложить два числа в котором не менее 4 символов.

Теория.

При переводе чисел из десятичной системы счисления в систему с основанием P > 1 обычно используют следующий алгоритм:

1) если переводится целая часть числа, то она делится на P, после чего запоминается остаток от деления. Полученное частное вновь делится на P, остаток запоминается. Процедура продолжается до тех пор, пока частное не станет равным нулю. Остатки от деления на P выписываются в порядке, обратном их получению;

2) если переводится дробная часть числа, то она умножается на P, после чего целая часть запоминается и отбрасывается. Вновь полученная дробная часть умножается на P и т.д. Процедура продолжается до тех пор, пока дробная часть не станет равной нулю. Целые части выписываются после двоичной запятой в порядке их получения. Результатом может быть либо конечная, либо периодическая двоичная дробь. Поэтому, когда дробь является периодической, приходится обрывать умножение на каком-либо шаге и довольствоваться приближенной записью исходного числа в системе с основанием P.

Пример:

1. Перевести данное число из десятичной системы счисления в двоичную: а) 464 (10) ; б) 380,1875 (10) ; в) 115,94 (10) (получить пять знаков после запятой в двоичном представлении).

Решение.

464 | 0 380 | 0 |1875 115 | 1 |94

232 | 0 190 | 0 0|375 57 | 1 1|88

116 | 0 95 | 1 0|75 28 | 0 1|76

58 | 0 47 | 1 1|5 14 | 0 1|52

а) 29 | 1 б) 23 | 1 1|0 в) 7 | 1 1|04

14 | 0 11 | 1 3 | 1 0|08

7 | 1 5 | 1 1 | 1 0|16

а) 464 (10) = 111010000 (2) ; б) 380,1875 (10) = 101111100,0011 (2) ; в) 115,94 (10)  1110011,11110 (2) (в настоящем случае было получено шесть знаков после запятой, после чего результат был округлен).

Если необходимо перевести число из двоичной системы счисления в систему счисления, основанием которой является степень двойки, достаточно объединить цифры двоичного числа в группы по столько цифр, каков показатель степени, и использовать приведенный ниже алгоритм. Например, если перевод осуществляется в восьмеричную систему, то группы будут содержать три цифры (8 = 2 3). Итак, в целой части будем производить группировку справа налево, в дробной - слева направо. Если в последней группе недостает цифр, дописываем нули: в целой части - слева, в дробной - справа. Затем каждая группа заменяется соответствующей цифрой новой системы.

Переведем из двоичной системы в шестнадцатеричную число 1111010101,11 (2) .

0011 1101 0101 ,1100 (2) = 3D5,C (16) .

При переводе чисел из системы счисления с основанием P в десятичную систему счисления необходимо пронумеровать разряды целой части справа налево, начиная с нулевого, и в дробной части, начиная с разряда сразу после запятой слева направо (начальный номер -1). Затем вычислить сумму произведений соответствующих значений разрядов на основание системы счисления в степени, равной номеру разряда. Это и есть представление исходного числа в десятичной системе счисления.

2. Перевести данное число в десятичную систему счисления.

а) 1000001 (2) .

1000001 (2) =1 2 6 +0 2 5 +0 2 4 +0 2 3 +0 2 2 + 0 2 1 +1 2 0 = 64+1=65 (10) .

Замечание. Очевидно, что если в каком-либо разряде стоит нуль, то соответствующее слагаемое можно опускать.

б) 1000011111,0101 (2) .

1000011111,0101 (2) =12 9 + 12 4 + 12 3 + 12 2 + 12 1 + 12 0 + 12 -2 + 12 -4 = 512 + 16 + 8 + 4 + 2 + 1 + 0,25 + 0,0625 = 543,3125 (10) .

в) 1216,04 (8) .

1216,04 (8) =18 3 +28 2 +18 1 +68 0 +4 8 -2 = 512+128+8+6+0,0625 = 654,0625 (10) .

г) 29A,5 (16) .

29A,5 (16) = 216 2 +916 1 +1016 0 +516 -1 = 512+144+10+0,3125 = 656,3125 (10) .

Для выполнения арифметических операций в системе счисления с основанием P необходимо иметь соответствующие таблицы сложения и умножения. Для P = 2, 8 и 16 таблицы представлены ниже.

Соответствия приведены в таблицах.

  1. Сложение и умножение двоичных чисел

  1. Сложение и умножение восьмеричных чисел

  1. Сложение шестнадцатеричных чисел

Практическая работа №1

Тема: Образовательные информационные ресурсы. Установка программного обеспечения.

Цели: изучить образовательные ресурсы, опубликованным в Сети, познакомиться с популярными ресурсами для поиска информации образовательного значения на заданную тему.

Студент должен

знать:

об основных образовательных ресурсах и их назначении;

уметь:

осуществлять поиск информации образовательного значения на заданную тему в распределенном ресурсе сети Интернет.

Теоретическое обоснование .

Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в Сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.

Что говорит статистика?

Вновь обратимся к опыту тех, кто уже использует Internet в своей деятельности. Один из ресурсов сети, специализирующийся на проведении опросов по заказам пользователей (этот же ресурс может оказаться полезным и для Вас, если Вы когда-нибудь решите сами провести опрос), провел исследование с целью узнать, информацию по каким направлениям пользователи чаще всего ищут через Internet? Ответы приведены в алфавитном порядке и напротив каждого из них указан процент участников (из общего числа 100%), которые отметили данное направление.

Результаты опроса проведенного сервером, какая информация в Internet наиболее интересна пользователям.

Бизнес

Дом, семья

Интернет

Компьютеры

Культура и искусство

Медицина и здоровье

Наука и образование

Общество

Развлечения, отдых

Информация справочного характера (погода, курсы валют, расписание движения поездов, самолетов и др.)

Другое

Ниже приведены данные статистики посещений одной из популярных русскоязычных поисковых систем Rambler - рейтинг популярности ресурсов, где информация о посещаемости соответствующих разделов собирается и обрабатывается автоматически.

Раздел

Популярность, %

Развлечения

12,90

СМИ и периодика

11,29

Бизнес и финансы

5,95

Сервисы

4,97

Классификаторы

4,13

Спорт

3,58

Игры

3,40

МР3 (компьютерные музыкальные записи)

2,86

Политика

2,76

Компьютеры

2,70

Приведенная статистика, дает Вам некоторую возможность понять круг интересов и рейтинг пристрастий пользователей Internet.

Таким образом, Вы видите, что каким бы вопросом Вы ни задались, вы наверняка сможете в той или иной степени получить на него ответ через Internet. А если учесть, что за каждым ресурсом стоят конкретные специалисты, то Вы еще и получаете возможность обратиться к ним с вопросом (например, используя электронную почту).

Итак, в Internet можно найти либо уже готовый ответ на любой интересующий Вас вопрос либо, по крайней мере, специалистов, которые смогли бы ответить Вам на него (а чаще всего и то и другое).

Возможности использования Интернет-ресурсов в образовании

Осмысленное использование образовательных Интернет-ресурсов - это возможность:

  • представить широкой аудитории Ваши собственные интересные идеи и разработки;
  • познакомиться с множеством интересных материалов коллег;
  • включиться в совместную работу по исследованию какой-либо проблемы и обсуждению результатов;
  • найти друзей и единомышленников среди коллег в различных городах и странах;
  • а может быть и съездить в другие города и страны для разработки совместных идей и подведения итогов;
  • улучшить или выучить иностранный язык;
  • в процессе командной работы придти к большему взаимопониманию с коллегами не только из своей школы, но и из других городов и стран.

Ход работы:

1. Изучить теоретическое обоснование.

2. Выполнить практические задания.

3. Ответить на контрольные вопросы по указанию преподавателя.

4. Оформить отчет.

Практическая задания.

Задание 1) Олимпиады и конкурсы

Дайте описание ресурса по следующим адресам:

http://www.vspu.ac.ru/de/index.htm

http://www.eidos.ru/olymp/index.htm

http://school.holm.ru/olimpia

http://www.mccme.ru/olympiads

http://www.vkids.ru

Задание 2) Конкурс веб-страниц

Найдите адреса следующих международных конкурсов:

ThinkQuest

Virtual Classroom

Задание 3) Сетевые проекты

Дайте описание проектов расположенных по следующим адресам:

http://www.edu.yar.ru/russian/projects/index.html http://www.botik.ru/ICCC/NewPage/ICCCpageRus/Projects http://www.websib.ru/noos/projects/index.html

http://school-sector.relarn.ru

http :// www . iearn . spb . ru

http://www.eun.org

Задание 4) Творческие проекты

1. Проанализируйте указанный сайт творческого проекта "Мой Пушкин" Центра Эйдос (http://www.eidos.ru )

2. Найдите в сети Интернет ещё 2-3 сайта, на которых расположены творческие проекты

Задание 5) Использование технологии Веб 2.0 (ВикиВики) для образовательных целей

Ø Найдите в сети описание технологии Веб 2.0 (ВикиВики).

Ø Проанализируйте примеры вики-сайтов:

http://ru.wikipedia.org – Википедия на русском языке

http://www.letopisi.ru – Учебный вики-проект «Летописи.ру»

Контрольные вопросы:

1. Что такое информация, какими свойствами она характеризуется.

2. Перечислите и опишите известные вам радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

3. Перечислите основные виды информационных угроз.

4. Перечислитеметоды защиты информации.

5. Назовите возможности использования Интернет-ресурсов в образовании.

6. Назовите, какая информация в Internet наиболее интересна пользователям.

7. Назовите популярные ресурсы по данные статистики посещений поисковой системы Rambler .

1. Тему, цель.

2. Ответы к практическим заданиям.

3. Вывод.

Литература

1. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2010.

2. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2014.

3. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2010.

4. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2010.